На новое устройство от Apple - планшет под названием iPad - возлагают
надежды не только потребители, но и производители контента, в первую
очередь издательства и традиционные СМИ. Возможно, iPad сможет сделать
с газетами, журналами и книгами то, что iPod когда-то сделал с музыкой,
- продать их в интернете.
iPad
работает по тому же принципу и на той же операционной системе, что и
iPhone, но значительно больше размером. На экране диагональю 9,7 дюйма
можно читать книги и газеты с большим удобством, чем на iPhone. Но
главный фактор, делающий iPad привлекательным для издателей, - огромная
клиентская база онлайн-сервисов Apple. Платными услугами сайтов
компании пользуются уже 125 млн человек. На сегодняшний день, сообщил
Стив Джобс на презентации iPad, пользователи загрузили уже 12 млрд
песен, видеороликов и программ. За подавляющее большинство этих
материалов были заплачены деньги.
Магазин iTunes Store за
несколько лет своего существования стал крупнейшем ритейлером музыки в
США и монополистом продаж в интернете. Главным конкурентным
преимуществом iTunes Store был привязанный к нему бешено популярный
плеер iPod - сегодня в мире продано уже больше 250 млн устройств.
Загрузить песню в iTunes Store можно одним нажатием мышки, и все песни
стоят одинаково, то есть процесс покупки абсолютно автоматизирован. В
2007 году Apple запустил еще один исключительно успешный магазин -
AppStore, продающий приложения для iPhone и iPod Touch. За 2,5 года
пользователи купили 75 млн устройств и загрузили 3 млрд приложений.
Теперь, когда Apple создал планшет с большим экраном и объявил о
запуске книжного магазина - iBookStore, издатели уже выстроились в
очередь.
К запуску iPad газета New York Times разработала
специальное приложение, аналогичное существовавшему для iPhone, но
имеющее значительно большие возможности. В частности, приложение
позволяет смотреть картинки и видео прямо в теле статьи.
Присутствовавший на презентации планшета вице-президент The New York
Times Company Мартин Низенхольц продемонстрировал возможности
приложения и заявил, что в iPad газета выглядит "по-настоящему". На той
же презентации гендиректор Apple Стив Джобс демонстрировал на экране
сайт журнала Time, который уже начал разрабатывать собственное
приложение под планшетные компьютеры - даже прежде, чем они стали
выходить на рынок.
Надежды традиционной прессы связаны с
возможностью зарабатывать деньги, либо продавая свои приложения, либо
выставляя плату за чтение отдельных материалов. Первую схему
использует, например, журнал GQ, продающийся через приложение в iPhone
по 2,99 долл. за номер. Январский номер журнала был куплен уже 14 000
раз - приложение для iPad обещают сделать к началу продаж устройства.
Вторую схему использует Wall Street Journal - некоторые материалы в
газете, принадлежащей News Corp. Руперта Мердока, доступны только за
плату. New York Times тоже объявила недавно, что собирается брать плату
за содержание, но по другой схеме: платить придется активным
пользователям газеты вне зависимости от того, какие именно материалы
они читают. Сколько будет стоить приложение New York Times для iPad,
пока неизвестно.
Помимо СМИ Apple заключает контракты с книжными
издательствами, чтобы продавать их книги на iBook Store, который
обещают открыть одновременно с началом продаж iPad. Издатели будут
получать с каждой проданной книги 70%, Apple - 30%. Кроме того, Apple
устанавливает верхний предел стоимости книг 12,99-14,99 долл. Уже
объявлено о подписании договоров с пятью крупнейшими книжными
издателями, включая Harper Collins, Haschett и Penguin. Правда, с
крупнейшим издательством в мире - Random House - договор пока не
подписан. (Представитель издательства подтвердил, что переговоры еще
ведутся.)
Главный вопрос в том, сможет ли iPad потеснить
главного конкурента на рынке текстов - Kindle от компании Amazon
(презентуя iPad, Джобс скромно заметил, что "стоит на плечах Kindle").
Kindle отличается от планшета Apple, в частности, тем, что его экран
сделан по технологии электронной бумаги, а не жидкокристаллический, как
у iPad. Электронная бумага черно-белая,
хотя она и лучше приспособлена для долгого чтения (от нее меньше устают
глаза, и она требует гораздо меньшего расхода аккумулятора). Кроме
того, последняя модель Kindle стоит на 10 долл. дешевле, чем самый
простой iPad (без 3G), и включает в себя бесплатный доступ к интернету,
тогда как самый дешевый безлимитный план подключения для iPad,
предоставленный компанией AT&T, стоит 30 долл. в месяц. Вдобавок
Amazon продает книги и подписку на газеты и журналы для Kindle по всему
миру, тогда как Apple, судя по всему, будет первое время продавать их
только в Америке.
За iPad могут отдать свои голоса издатели,
которым компания предлагает чуть лучшие условия, чем конкурент (на
Amazon новые книги продаются по 9,99 долл.), и поклонники Apple. Если
Стиву Джобсу удастся выполнить свой амбициозный план и продать 10 млн
устройств за год, то рынок традиционных СМИ, как когда-то музыкальный,
упадет к нему в руки. Kindle, по разным оценкам, продано 1,5-3 млн.