Да, Линукс в ReaDitorial даже нам надоел. Но тут - совсем другое дело.
Проблему привязанности линуксоидов к своей любимой ОС рассматривает
настоящий психиатр. Мимо этого мы пройти не могли, благо давно
подозревали, что всё это лечится. Орфография и пунктуация автора
сохранены. - прим. ред.
На
протяжении всего года в "Компьютерре Онлайн" не стихали споры
относительно того, что лучше — MS Windows или Linux? И мне захотелось
внести свою небольшую лепту в прояснение истины в этом затяжном споре.
Оговорюсь сразу, я — пользователь Ubuntu Linux с годичным стажем, не
планирующий возвращаться к среде MS Windows. Однако вполне справедливо
ожидаю то, что критические оценки этой публикации обильно посыпятся с
обеих сторон — как от пользовательского большинства, так и от лиц,
придерживающихся альтернативного мнения.
Не секрет то, что в
последние годы nix-операционные системы резко прибавили в весе за счет
значительного улучшения графического интерфейса и стали реально
претендовать на место под солнцем - на десктопах. В то же время
известная софтверная корпорация, испытав серьезные затруднения со
сбытом последней версии своего базового пакета, приняла решение не
отставать в конкурентной гонке, результатом чего стал анонс следующей
версии популярной ОС. Наиболее ожесточенная конфронтация развернулась в
сфере нетбуков — маломощных мобильных компьютеров, предназначенных
исключительно для работе в Интернете.
Подобная ситуация также
подразумевает столкновение различных пользовательских менталитетов. И
здесь без психологического анализа не разобраться никак. В связи с этим
я, как психиатр и психоаналитик, имеющий десятки авторских публикаций,
посвященных киберпсихологии, хотел бы поделиться с читателями своими
размышлениями о психологии работы с Open Source. Надеюсь, что эти
заметки будут интересны представителям как одной, так и другой стороны.
Мой
опыт и общение с пользователями альтернативных операционных систем
показывает, что в этой среде весьма сильны настроения, которые можно
было бы обозначить как "религиозно-психологические". Конечно, такая
новейшая религиозность носит скорее "псевдо"-характер. И тем не менее,
это первое, что бросается в глаза.
Около года назад, движимый
первооткрывательскими интересами, я стал работать в Linux Ubuntu, как
во второй операционной системе. Естественно мне понадобились советы,
которые можно было найти на форумах соответствующей направленности. И
тут же я оказался в самом центре бурной религиозной жизни, протекающей
в недрах киберпространства. Если почитать посты на форумах, которые я
посещал, то складывалось впечатление, что на них обсуждаются не работа
в избранной программной среде, а грядущий Судный День.
Речь,
конечно же, шла о развернувшейся в сети и вне ее великой метафизической
битве, противоборствующими сторонами в которой выступали две стихии -
свободно распространяемый Линукс и известная операционная система,
производителя которой не так давно признали в нашей стране
монополистом. Это было своего рода вневременное противостояние
первоначал Инь и Ян в сфере программного обеспечения. При этом изучение
записей, которые делались сторонниками nix-систем, свидетельствовали о
том, что используемые ими дистрибутивы ассоциируются с понятиями
"правильный", "чистый", "духовный", "нравственный". А прямые и
косвенные оценки программных пакетов, к которым обращались их
оппоненты, носили значительно более критичный характер.
О
подобных апокалиптических воззрениях приходилось читать на форумах не
раз. Добавлю к этому, что отдельные представители описываемого
пользовательского сообщества отличаются выраженным чувством собственной
избранности и интеллектуальной самодостаточности. Им также не чужды
миссионерские настроения. Кроме того, для них характерна непоколебимая
вера в неизбежное наступление царства справедливости. Правда, сроки
этого нового пришествия так и не уточнены.
Один из
ортодоксальных линуксоидов даже рассказал мне о том, что он использует
программный дизайн для медитации. Когда жизнь становилась особенно
невыносимой, мой собеседник мысленно фокусировался на образе десктопа
Gnome - знаменитого оконного менеджера в nix-среде. Со всеми деталями -
верхними и нижними панелями, иконками, обоями. И тогда у него
появлялось чувство удивительного покоя.
Стоит ли говорить о том,
что такая психологическая атмосфера сплачивает сообщество пользователей
Open Source. Во всяком случае, включенность в него таких убежденных
личностей может выступать в роли своеобразного коммуникативного
"цемента", сплачивающего колеблющихся.
Став неофитом в мире
Линукса, я стал потихоньку собирать различные дистрибутивы, имеющие
функцию загрузки в режиме Live CD. Таким способом я перепробовал
десятка полтора различных дистрибутивов Линукса. Естественно, в первую
очередь меня интересовал интерфейс загружаемых программ. А заодно и
эмблемы, с помощью которых маркировались дистрибутивы. Бросилось в
глаза то, что все эти программные пакеты имели эмблемы, наделенные
глубинно-психологическим значением. Иными словами, в каждом из таких
изображений был заложен какой-то подсознательный смысл.
Например,
дистрибутив Debian, который считается одним из наиболее консервативных
и основательных (самый большой объем совместимых программ можно найти
именно в дебиановском репозитории), обозначался с помощи изображения
огромной спирали, движущийся по часовой стрелке. А этот знак между тем
может быть интерпретирован как движение к осознанию бессознательного.
Иными словами, такой символ вполне может рассматриваться как форма,
стимулирующая духовное развитие человека. По крайней мере именно такое
толкование образа дал бы психоаналитик юнгианской ориентации.
В
другом дистрибутиве - Ubuntu Linux - используется изображение круга с
тремя значками, которые можно рассматривать как троицу. А "Три" и
"Круг" - это две метафоры. Одна нумерологическая, отражающая идею
времени -прошлое, настоящее, будущее. Другая - геометрическая. Ее смысл
заключается в пространственной уравновешенности, которая также может
символизировать душевную гармонию. Известно, что изображения подобной
формы — мандалы — широко используются на востоке для медитации.
Еще
в одном дистрибутиве - OpenSUSE — при загрузке можно увидеть ящерицу.
Она же фактически является драконом - мифическим всемогущим существом.
Архаический характер этого животного очевиден. Поэтому, по мнению
К.Юнга, оно символизирует бессознательную сферу человека, причем ее
наиболее
[AD]
Случайны ли такие находки или же суть интуитивные прозрения "продвинутых" одиночек — сложно сказать, не имея дополнительных данных в виде развернутых психологических интервью, взятых у сторонников этих пакетов. Можно также долго спорить о том, какова степень психотерапевтического потенциала у таких особенностей. И заодно строить догадки относительно того, как будет меняться эта ситуация в ближайшем и отдаленном будущем. Тем не менее, приведенные примеры показывают, что в основе привязанности пользователей Open Source к своим операционным системам лежат не только технологические, но и психологические причины.
Сергей ВЫГОНСКИЙ психиатр, член Союза журналистов России
computerra.ru