Поиск в интернете полностью поделен между Google, Yahoo и еще
несколькими крупными игроками? Это не пугает многочисленных смельчаков.
1,2
млрд долл. - столько заплатила в 2008 году Microsoft за норвежскую
систему интернет-поиска FAST Search & Transfer, созданную
несколькими сотрудниками Норвежского университета науки и технологий и
установленную на сайтах Ebay, IBM и самой Microsoft. 100 млн долл.
заплатила Microsoft в том же году разработчикам американской системы
семантического поиска Powerset. Мировой рынок поиска на интернет-сайтах
давно поделен между гигантами типа Google, Yahoo и Bing, конкурировать
с которыми, да и то на местных рынках, удается лишь крупным
национальным поисковым системам вроде русского "Яндекса", китайской
Baidu и чешской Seznam.
Несмотря на это, тысячи разработчиков
продолжают создавать новые поисковики, сотни инвесторов вкладывают в
это деньги, и иногда проекты "выстреливают": их покупают крупные
IT-корпорации, делая создателей "альтернативных" поисковых машин богаче
на десятки и сотни миллионов долларов.
Какой смысл разрабатывать
поисковые машины в мире, где правит Google, способный только на научные
исследования тратить 9 млрд долл. ежегодно? Крупные поисковые машины
неплохо умеют удовлетворять интересы лишь массовой интернет-аудитории.
Между тем "население" мирового интернета настолько велико (1,8 млрд
человек, по данным на конец прошлого года ), что даже небольшие в
процентном отношении группы пользователей с не укладывающимися в общие
рамки запросами представляют собой коммерчески перспективную аудиторию,
утверждает специалист по поисковым системам, редактор отраслевого
портала Pandia.com Сьюзен Кох.
Наиболее многообещающее среди
новых направлений, которым занимаются и разработчики, и инвесторы, -
поиск в режиме реального времени, говорит Кох. Один только Twitter
(самый популярный в мире сервис микроблогов), по ее словам, мониторит
сейчас не менее сотни новых поисковых машин. Благодаря Twitter на наших
глазах готовится настоящая революция в интернет-поиске, утверждает
Сергей Петренко, владелец крупнейшего отечественного ресурса о
поисковых системах Searchengines.ru и директор украинского "Яндекса".
Создатели поисковиков соревнуются в том, кому удастся быстрее
индексировать информацию в Сети, - иначе пользователи массово начнут
следить за новостями через Twitter, a не через поисковые машины, не
говоря уже об информационных порталах. По схожим принципам работают
поисковики, постоянно мониторящие записи в новостях, социальных сетях и
блогах, рассказывает Петренко.
Еще одно перспективное
направление - поиск, привязанный к местоположению пользователя, считает
Сьюзен Кох. Мобильные телефоны с GPS-модулем и выходом в интернет
получили широкое распространение, и поэтому поиск ресторанов, банков,
развлечений или достопримечательностей, расположенных неподалеку от
пользователя, становится все более значимым сегментом поискового рынка.
Но с местной информацией глобальные поисковики справиться не в силах:
Yahoo! и Bing оперируют "местным поиском" даже не во всех странах
Европы, Google зачастую предоставляет не слишком актуальную информацию.
Кох уверена, что одна из перспективных бизнес-моделей для будущих
небольших стартапов - поиск, привязанный к географическому положению
пользователя.
Forbes опросил экспертов и отобрал 6 самых интересных российских и иностранных стартапов в области интернет-поиска.
Nigma.ru
Год основания: 2005
5811 место по посещаемости
Создатели
Nigma.ru - выпускники alma mater тысяч российских программистов,
факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ Виктор
Лавренко и Владимир Чернышов. Второй на момент создания собственной
компании был аспирантом ВМиК, а вот первый уже имел серьезный опыт
работы в IT-бизнесе, дослужившись в Mail.ru до поста вице-президента по
стратегии и финансам. Первоначально Nigma была попыткой создать
работающую на русском языке семантическую поисковую систему - такую,
которая правильно отвечала бы на заданные "естественным" языком вопросы
типа "сколько медалей Россия выиграла на последней Олимпиаде". Но пока
семантическую поисковую систему создать не удалось (хотя отдельные
элементы пытаются внедрить и Google, и "Яндекс").
Теперь Nigma
пытается позиционировать себя одновременно как поисковик,
специализирующийся на работе с формулами (например, решает уравнения,
введенные в строку поиска, и подсказывает результаты химических
реакций), и как инструмент для "кластерного" поиска: давая посетителю
ответы на поисковый запрос, она предлагает уточнить результат с помощью
ряда уточняющих
параметров. Впрочем, покупая долю в Nigma в 2008 году, фонд DST
известного российского интернет-инвестора Юрия Мильнера рассчитывал
именно на прорыв в направлении семантического поиска. Вложения
оценивались разными экспертами в сумму от нескольких сотен тысяч
долларов до $2 млн. Еще не достигнув результата на основном
направлении, создатели Nigma занялись еще одним: сейчас нанятые ими
студенты ВМиК из Вьетнама разрабатывают поисковик для вьетнамского
сегмента интернета: 88-миллионная страна - одна из немногих, где
крупные мировые поисковые системы не заняли лидирующих позиций.
Надежды:
решение DST инвестировать в Nigma было принято вскоре после того, как
стало известно о покупке Microsoft системы Powerset за 100 млн долл.
Опасения: даже Powerset, несмотря на миллионы Microsoft, не удалось пока создать полноценного семантического поиска.
Quintura.com
Год основания: 2006
37 022 место по посещаемости
Этот
поисковик разработали эксперты в области нейросетей и искусственного
интеллекта Александр Ершов и Рустам Гафуров вместе с предпринимателем
Яковом Садчиковым, продавшим созданную им онлайновую базу сделок
RussiaDeal британской издательской компании Euromoney за $0,5 млн. Идея
создателей Quintura - представление результатов поиска в виде "облака"
терминов и понятий, касающихся поискового запроса. При поиске по слову
"ключ", например, система предложит несколько групп - "под ключ",
"целебный ключ", "горячий ключ", "изготовление ключей", а также
"копий", "домофона", "Ессентуки" и т. д. Так, по замыслу создателей
системы, легче отсечь лишнее и разобраться, что именно вы ищете.
Люксембургский фонд Mangrove Capital Partners (один из инвесторов
Skype) и российский ABRT вложили в Quintura около $10 млн в обмен на
70% акций.
Надежды: технология Quintura оказалась чрезвычайно
популярной среди владельцев сайтов русского сегмента интернета: она
установлена в качестве внутренней системы поиска примерно на 5000
ресурсов, среди которых Runewsweek.ru, Cosmo.ru и Computerra.ru.
Опасения:
Mangrove Capital Partners и ABRT сейчас ищут покупателей на свою долю в
проекте, но безуспешно, а проект пока не приносит прибыли.
Yauba.com
Год основания: 2009
153 429 место по посещаемости
Yauba.com,
созданный индийцем Ахмедом Хоссейном, - поисковик, который не "шпионит"
за пользователями. Эта поисковая система не использует файлы cookies, с
помощью которых веб-сайты обычно отслеживают активность своих
посетителей. Yauba не хранит информацию о поисковых запросах своих
пользователей. С помощью этой системы можно анонимно посещать различные
сайты - без использования cookies и раскрытия своих личных данных.
Надежды:
крупнейшие поисковики следят за действиями своих пользователей. Google,
например, хранил информацию о поисковых запросах пользователей 18
месяцев - недавно суд обязал его сократить этот срок вдвое. Во время
волнений в Иране число запросов на Yauba.com из этой страны выросло в
четыре раза.
Опасения: поисковые сервисы используют информацию о
пользователях не только для поведенческой рекламы, но и для выдачи
результатов, более актуальных для конкретного пользователя. Поиск через
анонимную систему может оказаться менее точным.
Duckduckgo.com
Год основания: 2008
36 227 место по посещаемости
За
плечами у создателя поисковика Duckduckgo Гэбриела Вайнберга - продажа
созданной им социальной сети The Names Database за $10 млн социальной
сети Classmates.com. Идея его поисковика - предлагать в ответ на
поисковый запрос не страницы в интернете, математически отранжированные
по степени соответствия запросу и "авторитетности", а набор максимально
разнообразной информации из разных источников - Википедии, словарей,
работ по истории и каталогов ссылок. Отличие от Google в выдаче
получается существенным: если по запросу Russia главный поисковик мира
предлагает телеканал Russia Today, сайт российского МИДа и справки о
России с сайтов ЦРУ и Greenpeace, то Duckduckgo - основательную
подборку исторических материалов, в том числе о Киевской и Новгородской
Руси, данные о не построенном в Москве небоскребе "Россия", одноименной
океанской яхте и о сборной России по футболу.
Надежды: Вайнберг считает, что в результатах поиска Duckduckgo легко разобраться даже новичку в интернете.
Опасения:
основатель Duckduckgo не пытается привлечь в проект инвесторов, но для
раскрутки англоязычного поисковика имеющихся у него самого 10 млн долл.
недостаточно.
Scoopler.com
Год основания: 2009
112 080 место по посещаемости
Живущие
в Сан-Франциско основатели Scoopler.com Дилан Джайавардан и Аджмал
Асвер пытаются реализовать идею "поиска в реальном времени". Scoopler
ищет только по быстро обновляемым ресурсам типа новостных сайтов,
блогов, сервисам Digg, Delicious, Flickr и Indentica, делая упор на то,
чтобы индексировать их быстрее конкурентов, а значит, предоставлять
посетителям максимально оперативные ответы. В перспективы проекта
поверили Рон Конвей, бизнес-ангел, неплохо заработавший в свое время на
инвестициях в Google и PayPal, и Майкл Берч, основатель социальной сети
Bebo, продавший ее AOL за 850 млн долл.
Надежды: "Поиск в реальном времени" - одна из самых горячих идей разработчиков поисковых систем прошлого года.
Опасения: в гонке за позиции "самого быстрого поисковика" участвуют несколько сотен команд.
RecipeBridge.com
Год основания: 2009
735 511 место по посещаемости
По
данным исследовательской компании Nielsen, 60 млн американцев в 2008
году использовали интернет для поиска кулинарных рецептов, сделав 6
млрд поисковых запросов. Неплохой рынок! - решили Билл Бреннан,
региональный директор по продажам разработчика программ Broadlook
Technologies, и Энди Теймер, операционный директор этой сети. В
RecipeBridge.com можно задать поиск по названию блюд, по типу блюд,
например "суп", по ингредиентам.
Надежды: аудитория с четко
сфокусированными интересами - лакомый кусок для рекламодателей, хотя
пока RecipeBridge рекламу не продает.
Опасения: на пятки RecipeBridge.com наступает аналогичный сервис Food.com.