Каждый из нас хоть раз в жизни был на бизнес тренинге. Как правило, за
счет компании. Обычно участники тренинга весело проводят время,
выполняют нехитрые задания, играют в коллективные игры, решают
предложенные задачи, обсуждают кейсы. А что потом? Есть ли польза от
тренинга кроме строчки в отчете эйчара?
Сторонниками
тренингов являются сами бизнес-тренеры. И это логично, кто же будет
рубить сук, на котором он сидит. Основной аргумент - мы дали
посетителям новые знания и навыки. А вопрос "а как измерить в деньгах
полученные от вас знания" обычно дипломатично остается в стороне.
Противники
тренингов - это обычно успешные предприниматели, которые дошли до всего
сами. Основной аргумент у них следующий. Как тренер может учить
бизнесу, если он сам не является бизнесменом? Есть старый анекдот. Чем
комиссар отличается от замполита? Первый говорит "делай как я", а
второй - "делай как я сказал".
Еще один аргумент против
тренингов появился совсем недавно. Когда в связи с кризисом компании
стали сокращать расходы на тренинги и консалтинг, рынок соответствующих
услуг сильно сжался. Часть компаний ушла на другие рынки, некоторые
вообще закрылись. И никаких структурных изменений в связи с тем, что
бизнес стал меньше тратить на тренинги. Значит, большая часть
предлагаемых тренингов была лишней.
Добавлю свой личный опыт. На
многих тренингах, которые я посещал, давалась определенная технология.
Технология хорошая и действенная, только бесполезная сама по себе. И
для того, чтобы научиться ее применять, нужна практика. А в том виде, в
котором дается технология на тренинге, ее можно и прочитать и в книжке.
Например, на одном тренинге меня научили как стать миллионером. А
однажды я спросил тренера в лоб.
Я тогда еще страшно удивился, но потом понял, какой спрос удовлетворяют бизнес тренинги. Кроме откатов эйчара польза есть для топ-менеджеров бизнеса. Тренинг - это отличное оправдание принятых мер по любой проблеме. Упали обороты - проведем тренинг по продажам. Бежит персонал - спасет тренинг по мотивации. Уходят клиенты - все на тренинг по маркетингу. И можно смело докладывать, что отдача от обучения будет через 6-12 месяцев.
В общем, если человек хочет научиться, он это и сам сделает. Найдет информацию в книгах, а опытных людей - в интернете, будет пробовать и учиться. А если нет желания развиваться, то никакой тренинг не поможет.